Реставрация старинной мебели сегодня
Мебель, являясь результатом творческой деятельности человека разных исторических эпох, представляет собой памятник материальной культуры общества, В ней отражены условия жизни, обычаи и вкусы людей, она характеризует уровень развития техники, дает нам сведения о материалах и методах производства в определенный исторический период в данной стране. Как ни в одном другом предмете или изделии прикладного искусства, в мебели находят применение разнообразные материалы и технологические приемы, а также жанры и техники не только самого прикладного искусства, но и других, так называемых "больших" видов искусства.
Живопись по фарфору и лаку, литье и чеканка по металлу, скульптура из кости и дерева, гобелен и тисненая кожа, драгоценные камни, панцирь черепахи, перламутр - все это гармонично сочетается в мебели, лучшие художественные образцы которой украшают музейные собрания и галереи мира.
Мы с интересом и удовольствием рассматриваем образцы старинной мебели в музеях, любим и ценим ее, потому что она красива и является важным документом своего времени. Однако то, что мы видим в музеях, - это лишь скромная частица богатого мебельного искусства прошлого. Коллекции подчас состоят из мебели, которая сохранилась случайно, благодаря счастливым обстоятельствам. То, что дошло до нас, нередко находится в плачевном состоянии. Возродить это богатство, сделать его всеобщим достоянием - задача мастеров-реставраторов.
Как ни прискорбно это осознавать, любая мебель со временем ветшает, как бы хорошо о ней не заботились. Реставраторы – своего рода лекари, излечивающие мебель от старческих болезней: ветшания, выгорания, расшатывания. Хороший мастер-реставратор является не просто умелым специалистом, но и человеком, восстанавливающим память о давно минувших днях.
Искусство реставрации мебели известно с давних пор. Еще в XVII и XVIII вв. известные мастера-мебельщики наряду с созданием новых изделий реставрировали старую мебель, нередко при этом переделывая ее в соответствии с требованиями моды своего времени. В те времена к мебели относились как к предметам чисто утилитарным или декоративным, в ней не видели памятника культуры и не стремились сохранить ее в первоначальном виде.